Блог Антона Митусова

Йога и религия: из беседы с редактором

Вопрос:
Сегодня очень распространено обрядоверие – формальный подход к религиям и околорелигиозным практикам. А йогу многие считают околорелигиозной практикой, отсюда и часто встречающийся стереотип: настоящий йог – тот, кто погружён в индуистскую культуру (на базовом уровне знает санскрит, совершает определённые обряды). А значит, представителям религий, которые не смыкаются с индуистской традицией, следует воздерживаться от занятий йогой или выбирать чисто «гимнастический» вариант, без примеси философии.

Ответ:
Для ассоциации йоги с религией помимо заблуждений есть и объективные причины. Йога допускает веру как вспомогательное средство, для этого существует понятие абсолютного учителя – Ишвары. Ишварой может выступать персонифицированное божество, почитаемое верующими. Примеры симбиоза религии и практик, подобных йоге, встречаются и в близких нам авраамических религиях. В иудаизме, христианстве, исламе существуют свои мистические направления – каббала, исихазм, суфизм.

При этом по своей сути йога отлична от религиозной практики. Если религия предлагает поверить, йога предлагает познать. В этом смысле она сродни науке – с той разницей, что ученые познают внешний мир, а йоги погружается в изучение внутреннего. И, несмотря на кардинально разные направления поиска, обе системы ищут ответ на одни и те же философские вопросы. Вот только йог получает их в прямом переживании, бесполезном для других людей.

Но это высокие материи. Обычному человеку практика полезна в той части, где йог уподобляет себя сверхчувствительному прибору, устойчивому к внешним и лишенному внутренних помех. Говоря простым языком, добивается ясности сознания, психологической устойчивости и здоровья. Этот процесс не имеет культурных или религиозных составляющих и представляет собой выработку определенного психофизического навыка – молчания ума.

В итоге можно ответить на вопрос вопросом: «Может ли православный или атеист заниматься дзюдо или оригами?».
Made on
Tilda