Блог Антона Митусова

Йога и культура: из беседы с редактором

Вопрос:
Может ли заниматься йогой атеист и вообще любой, кого не интересует обрядовая сторона? Зачастую люди думают, что наряду с телесно ориентированными практиками их начнут грузить пением мантр, отсылками к древнеиндийскому эпосу и т. п. Иными словами, «выносить мозг».

Ответ:
В первые пять лет жизни формируется культурно-социальный базис нашей личности. Базис, который в дальнейшем останется неизменным. Пример тому — дети, сформировавшиеся вне социума, реальные «маугли»: даже после реабилитации они не становятся полноценными людьми. Усвоенное в период раннего детства не только неизменно, но и не осознаваемо, т. е. является частью бессознательного.

Поэтому, сколько ни пой мантр, ни изучай хинди и эпосы, бессознательное по-прежнему будет принадлежать культуре, в которой сформировалось. И полбеды, как говорит Виктор Бойко, что человек становится плохой пародией на индуса. Сознательное отождествление с чужой культурой и мировоззрением создает противоречия между сознательным и бессознательным. А конфликт не способствует установлению покоя и тишины в уме (что является сутью йоги).

Если у практикующего есть желание идти в практике глубже, то существует опасность аномального контакта с бессознательным. Но опасен не столько контакт, сколько реакция на него. Нельзя не бояться, не очаровываться, принимая его за реальность. А обмануться легко — ведь взаимодействие принимает культурно обусловленную форму. Христианин может увидеть геенну огненную или встретить Христа. В обоих случаях лучшее, что вас ждет, — утрата адекватности. И все это в рамках родной культуры. А сознательно связывать свою практику с погружением в чуждую культуру — кормить демонов иллюзий.

Поэтому практика йога должна быть максимально очищена от чуждого культурного налета и передаваться в соответствии с базовым мировоззрением практикующего.
Made on
Tilda