Сторонники последнего часто объясняют его в рамках йоги Патанджали, то есть работы с сознанием, как тренировку тела для долгих сидячих медитаций. Но тогда это не йога, а подготовка к ней. И выглядит это, как если бы вместо уроков рисования мы тренировали руку для многочасовой работы с кистью и карандашом. К тому же как определить, что пора переходить к медитациям?
Первый подход ближе к Патанджали. Но, как правильно подмечают сторонники гимнастической йоги, медитация в неподвижной позе быстро вызывает физический дискомфорт, а потом и боль. Нарушается базовый принцип асаны — удобство, что в свою очередь напрягает, а не успокаивает ум. Продолжение практики через боль не только непродуктивно, но и может спровоцировать физические и психологические проблемы. Если же останавливать практику при первых признаках дискомфорта, она будет крайне непродолжительной. А продолжительность занятия важна в освоении любого мастерства.
То есть оба этих подхода делают молчание ума вопросом «прекрасного далека».
В классическом подходе практикуется широкий спектр асан с привязкой внимания к телу. При малейшем проявлении дискомфорта асана плавно меняется на другую. Такой переход нарушает состояние расслабления куда меньше, чем боль. В новой асане задействуются уже другие участки тела, что не дает накапливаться напряжению. Дополнительным инструментом устранения напряжения выступают промежуточные шавасаны, что особенно актуально для начинающих.
Именно такая практика асан позволяет долго находиться в медитативном состоянии. Настолько долго, что углубление состояния ощущается даже в рамках одного занятия.