Каждую неделю из 13 лет в группе Виктора Сергеевича Бойко помимо йоги я невольно изучал других практикующих. Их истории, ход практики, ее трудности и успехи. Исходя из этого опыта, опыта собственного преподавания и логики йоги могу сказать: основная и самая распространенная проблема — это организация самостоятельных регулярных занятий. В подтверждение — практически на каждом занятии ВСБ призывает к тому же.
Несмотря на это большинство занимается так, словно самое главное — время от времени посещать группу. Видимо, в ожидании, когда преподаватель наконец научит йоге, после чего уже можно будет практиковать регулярно и самостоятельно, точно зная, как.
Люди не хотят учиться, они хотят, чтобы их научили. Но научить йоге нельзя — ей можно только научиться, и только в постоянной самостоятельной практике.
Зачем же инструктор?
Во-первых, чтобы дать непосредственный опыт состояния покоя. Современные люди настолько далеки от этого состояния, что принимают за него все то же беспокойство.
Во-вторых, помочь найти и укрепить мотивацию. Поддерживать в моменты спада практики и остужать во время ее взлетов. Показывать личный пример практики, не зависящей от обстоятельств, внешних и внутренних.
В-третьих, быть проводником, указывая верное направление и предупреждая опасности.
Но все это бесполезно без личной практики. Учитель может показать дорогу, быть поддержкой в пути, но он не может идти вместо вас или тащить вас на своем горбу.
Если, имея возможность заниматься с преподавателем, вы не практикуете самостоятельно, то обкрадываете себя дважды — не постигаете йогу и не пользуетесь преимуществом, которое он дает вам. Не говоря уже о том, что оба вы тратите время зря.
Если возможности нет, не отчаивайтесь — у идущего без проводника шансов бесконечно больше, чем у сидящего на дороге, пусть и в хорошей компании. ВСБ не имел учителя, но сумел «поставить жизнь на кон», т. е. сделать практику неотъемлемой частью личного бытия. Результат известен.
Несмотря на это большинство занимается так, словно самое главное — время от времени посещать группу. Видимо, в ожидании, когда преподаватель наконец научит йоге, после чего уже можно будет практиковать регулярно и самостоятельно, точно зная, как.
Люди не хотят учиться, они хотят, чтобы их научили. Но научить йоге нельзя — ей можно только научиться, и только в постоянной самостоятельной практике.
Зачем же инструктор?
Во-первых, чтобы дать непосредственный опыт состояния покоя. Современные люди настолько далеки от этого состояния, что принимают за него все то же беспокойство.
Во-вторых, помочь найти и укрепить мотивацию. Поддерживать в моменты спада практики и остужать во время ее взлетов. Показывать личный пример практики, не зависящей от обстоятельств, внешних и внутренних.
В-третьих, быть проводником, указывая верное направление и предупреждая опасности.
Но все это бесполезно без личной практики. Учитель может показать дорогу, быть поддержкой в пути, но он не может идти вместо вас или тащить вас на своем горбу.
Если, имея возможность заниматься с преподавателем, вы не практикуете самостоятельно, то обкрадываете себя дважды — не постигаете йогу и не пользуетесь преимуществом, которое он дает вам. Не говоря уже о том, что оба вы тратите время зря.
Если возможности нет, не отчаивайтесь — у идущего без проводника шансов бесконечно больше, чем у сидящего на дороге, пусть и в хорошей компании. ВСБ не имел учителя, но сумел «поставить жизнь на кон», т. е. сделать практику неотъемлемой частью личного бытия. Результат известен.