Блог Антона Митусова

Яма и нияма — актуально?

Нравственный фундамент современной цивилизации — мировые религии. Их основы родственны принципам ямы и ниямы. Поэтому даже светский человек с детства растет со знанием гуманистических идей, близких моральному кодексу йоги.

Но знать не значит исполнять. Между тем от практика ждут духовного совершенства мудреца. Причем зачастую сами йоги считают, что одна лишь практика сделает их лучше. Результат метко подмечен в народном афоризме «Йоги те же люди, только хуже».

В случае если нравственные отклонения невелики и укоренены неглубоко, йога действительно может преобразить человека, просто устранив их причины. Но сама практика не формирует человека, его ум — наоборот, на время практики ум смолкает, смолкает все человеческое. Йога позволяет системе восстановить свой природный потенциал, но раскрыть его — задача самого человека. Ведь человеком не рождаются, им становятся в результате воспитания, а затем и каждодневного самовоспитания.

А вот помочь сформировавшемуся человеку изменить себя практика может. Она делает личность пластичнее, позволяет увидеть себя без прикрас и дает необходимый зазор между раздражителем и действием, оставляя время на осмысленный выбор реакции.

И если стоит вопрос, нужно ли становиться лучше, на него есть сугубо практический ответ. Такие вещи, как эгоизм, ложь, самообман, невоздержанность, жадность, лень, невежество, насилие в итоге приводят к проблемам тела и души. И если эти пороки в человеке глубоки, то вся сила йоги будет уходить на исправление последствий разрушительного поведения, а не противостояние старению или негативному воздействию среды. А особое усердие в этих пороках создает такое неспокойствие ума, которое может сделать практику и вовсе недоступной.

Йога позволяет размягчить и очистить глину личности, а вот что человек будет из нее лепить — то, что привык, или что-то лучшее, — решать ему самому. И за образец необязательно брать яму-нияму, в любой культуре найдется свой аналог образа достойного человека.
Made on
Tilda