Но знать не значит исполнять. Между тем от практика ждут духовного совершенства мудреца. Причем зачастую сами йоги считают, что одна лишь практика сделает их лучше. Результат метко подмечен в народном афоризме «Йоги те же люди, только хуже».
В случае если нравственные отклонения невелики и укоренены неглубоко, йога действительно может преобразить человека, просто устранив их причины. Но сама практика не формирует человека, его ум — наоборот, на время практики ум смолкает, смолкает все человеческое. Йога позволяет системе восстановить свой природный потенциал, но раскрыть его — задача самого человека. Ведь человеком не рождаются, им становятся в результате воспитания, а затем и каждодневного самовоспитания.
А вот помочь сформировавшемуся человеку изменить себя практика может. Она делает личность пластичнее, позволяет увидеть себя без прикрас и дает необходимый зазор между раздражителем и действием, оставляя время на осмысленный выбор реакции.
И если стоит вопрос, нужно ли становиться лучше, на него есть сугубо практический ответ. Такие вещи, как эгоизм, ложь, самообман, невоздержанность, жадность, лень, невежество, насилие в итоге приводят к проблемам тела и души. И если эти пороки в человеке глубоки, то вся сила йоги будет уходить на исправление последствий разрушительного поведения, а не противостояние старению или негативному воздействию среды. А особое усердие в этих пороках создает такое неспокойствие ума, которое может сделать практику и вовсе недоступной.
Йога позволяет размягчить и очистить глину личности, а вот что человек будет из нее лепить — то, что привык, или что-то лучшее, — решать ему самому. И за образец необязательно брать яму-нияму, в любой культуре найдется свой аналог образа достойного человека.